![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
6 октября.
Занда – Дарчен
(Zanda – Darchen)
Утром выехали в Дарчен.
Наш китаец видимо простыл, и в дороге от него поступила жалоба на великие трудности мочеиспускания. И тут я увидела разницу между терапевтом и хирургом.
Первая фраза доктора была: «А катетер для мочевого пузыря я и не взяла! Видимо, придется резать». Затем последовали рассуждения о стерильных халатах, бинтах, особенностях разворачивания операционной в горных походных условиях вдалеке от цивилизации, возможные осложнения и как с ними бороться. Я прониклась торжественностью момента и уже примеряла на себя образ медсестры, подающей скальпель и зажимы. В общем, хорошо, что китаец нас не слышал – он бы умер заранее. В конце концов решили с операцией повременить и посмотреть, как будут развиваться события, а пока дать ему антибиотики.
Дорога, по которой мы ехали, не рекомендована к использованию иностранными туристами - где-то неподалеку находится секретная ракетная база. То, что мы получили пермит на проезд по ней, можно считать одним из тибетских чудес. Кстати, где-то в этом районе находятся руины Кьюнлунга - столицы королевства Шаншунг. Одни большие руины мы проехали, но при последующем сравнении местности с описанием тех людей, которые добрались таки до Кьюнлунга, мы проезжали не то место. Вообще, лазая по развалинам и скалам под сдувающим ветром, понимаешь, что часовая остановка в этом месте выглядит скорее насмешкой – только открыли окошечко и сразу захлопнули, не дав толком ничего рассмотреть. И пещер в скалах – великое множество, нестерпимо хочется туда залезть. Ну почему опять мимо?!
В конце дня проезжали перевал уже (или все еще?!!!) покрытый снегом. Что же тут творится зимой?!
В Дарчен прибыли довольно поздно, около одиннадцати вечера. В первом гестхаузе комната на восемь человек невыносимо пахла прогорклым жиром, зато на вывеске харчевни было написано по-русски: «Ресторан» и раздавалась громкая музыка. Только кое-кто из нас собрался там подкормиться, как наступил «час икс» и в поселке отключили дизель-генератор. Дискотека закончилась. Зато был найден другой гестхаус, почище. Спим в одежде и спальниках.
7 октября.
Дарчен
Утренние водные процедуры начались с разбивания льда в бочке с водой, стоящей на улице. Пожалуй, в Дарчене были самые убогие гестхаусы из всех виденных в дороге, что довольно странно – поток туристов и паломников к Кайлашу достаточно большой.
Дарчен стоит у подножия Кайлаша, из него начинается кора вокруг святой горы. Говорят, кто 108 раз сделает кору вокруг Кайлаша, тот достигнет Нирваны.
К сожалению, три дня, необходимые для коры, были не предусмотрены планом экспедиции, и нам не удалось заработать себе немножко святости.
L-200 опять пришлось заваривать раму, хорошо, что нашлась мастерская со сваркой. К вечеру обещали все сделать
Арендованным автомобилем оказалась Тойота-80 – самый популярный джип в этих краях. Водитель - местный тибетец – оказался вполне покладистым и в дальнейшем охотно уступал место за рулем, пересаживаясь только для прохождения блок-постов. Китайский гид все сокрушался по поводу дороговизны аренды машины.
После завтрака поехали к озеру Манасаровар, которое находится в тридцати километрах. Вокруг него шесть монастырей и горячие источники. За озером видна гора Гурла Мандата (Gurla Mandhata) 7728 м.
Черная краска вокруг окон защищает от злых духов.
Вокруг Манасаровара тоже принято совершать кору, это занимает около четырех дней. По пути паломникам приходится преодолевать вброд множество ручьев и речек, впадающих в озеро. Рядом находится озеро Ланга-тсо (Langngang Tso), которое иногда называют Мертвым озером в противоположность Живому – Манасаровару. Официально уровень Манасаровара ниже Ланга-Тсо на тринадцать метров, но считается, что в некоторые годы ситуация меняется на противоположную, и это истолковывается как дурное предзнаменование.
Потом мы решили вернуться к Кайлашу и подняться на машине максимально высоко. Оказалось, что можно доехать до одного из монастырей. Говорят, что в монастыре живет около десяти монахов. Те, кого мы видели, приветливо улыбаются, но издалека. Да и как с ними общаться, не зная языка! От китайца толку ноль, а таскать за собой еще и водителя и заниматься двойным, а то и тройным переводом тибетский-китайский-английский-русский выглядит так глупо! Да и нужно ли это монахам – пустая болтовня заезжих лаоваев?
Доктор с Лобеевым резво поскакали вверх: только что здесь - и вот уже далеко вверху на склоне. И откуда только силы у людей берутся!
Вид со склона на долину умопомрачительный. Присела на какой-то камень – белое солнце, ветерок в лицо и спокойствие! Даже вставать не хочется.
Во время коры преодолевается перевал Дролма-Ла высотой 5630 метров. Неужели и я смогу вот так вот ногами пройти по горам шестьдесят километров?! Обязательно вернусь и попробую.
Вернулись в Дарченк вечеру и решили перекусить в местном ресторанчике. Выбрали самый пустой, заказали еду, принесли водки и вина, приготовились отметить посещение священных мест священными же напитками - и тут…Я уже не помню, кому первому пришла в голову мысль попросить сделать салат по-русски, простой овощной салат из огурцов, помидоров и лука с маслом без всех этих китайских специй.
И пошли мы на кухню объяснять поварам наше простое желание, что было не просто, ибо не владели они не английским, ни даже русским. А чтобы было более понятно – достали мы из их припасов все необходимые составляющие и стали показывать, как правильно резать надо – а то накромсают по-китайски и будет уже не то. И тут упал взгляд наш на картошку – а не пожарить ли ее славными брусочками? Давненько не едали мы простой жареной картошки! Даже у меня, вовсе не употребляющей картофель в этой жизни, и то слюнки потекли. Дивились китайские повара – как же так, только соль да масло, где же прочие специи, ведь не вкусно будет, пресно? Эх, да что вы понимаете в простой еде! Все бы вам рыбу со вкусом говядины или свинину со вкусом курицы подавай. А картошку со вкусом жареной картошки не хотите ли? А салат со вкусом свежих огурцов и помидоров?
И вспоминали после мы этот ужин как самый лучший за всю поездку. Потому-что по-нашему!.