![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Монастырь святой Екатерины – сайт номер один на Синае.

Во-первых, потому что он один из самых старых в мире. Во-вторых, в силу своей труднодоступности, монастырь успешно пережил период иконоборчества в Византийской империи и в нем сохранились прекрасные иконы. Некоторые сейчас висят в музее, живопись удивительно реалистичная, совершенно не такая, к какой мы привыкли. В-третьих, это православный монастырь. И, в-четвертых, если вы отдыхаете на Синае, то больше никаких адекватных экскурсий тут нет. Потому, что ехать куда-либо больше двухсот километров по жаре, я считаю полным бредом. А все остальные поездки именно такие – десять часов в автобусе, часов пять бегаешь галопом по пирамидам, Иерусалиму или Петре, потом опять обратно в автобус. Да еще и границы переходить придется. Ну, кроме пирамид, разумеется.
Более подробно про историю и реликвии монастыря можно прочитать например тут : http://palomniki.su/countries/eg/g03/nocity/sinay-sv-ekaterina.htm.
Я же буду, как всегда. только о своем.

Обычно экскурсия в монастырь предлагается вместе с подъемом на гору, где Моисей получил свои заветы. В первом варианте туристов привозят к часу ночи, они поднимаются на гору по дороге часа за два-три, встречают рассвет, спускаются вниз по ступеням еще два часа, бродят пару часов по туристической части монастыря и уезжают в отель. Этот вариант очень романтичный, я в нем была.
Во втором группу привозят к девяти утра, пару часов туристы толкаются в толпе себе подобных, карабкаются вверх по ступеням часа четыре, изможденные встречают закат, спускаются по дороге и расстаются с этим суровым местом.


Туристы на скалах напроти монастыря. Тоже пытаются создать шыдевры.
Ни одна, ни вторая программы меня не удовлетворяли, ибо не включали в себя службу в монастыре.
Не обладая полной информацией о времени служб, я не смогла правильно отработать наиболее приемлемую для меня логистику.
Но! Получив дополнительный сегодняшний опыт, я уже могу точно сделать все, как надо в следующий раз. Иншалла.
Итак, тут случай когда «тарапится не нада!».

Эта толпа туристов через маленький проход протискивается внутрь.
Время нашествия туристасов – с девяти до двенадцати. В эти часы лучше здесь не мельтешить, если только вы не являетесь любителем потолкаться.

Поэтому подъезжаем к трем - половине четвертого и в четыре идем на службу вместе с группой паломников с другого входа.
Потом паломникам бесплатно показывают музей (туристам 25 фунтов), костяницу (туристы про нее только прочтут в лучшем случае). Далее трапеза в половине седьмого - нужно договориться, думаю, это не сложно. В одиннадцать литургия, после чего начинается романтический поход на гору. Тут надо одеть то, в чем приехали из Москвы – теплая куртка, двойные штаны, шапка и варешшшки будут не лишние – на горе ночью ноль. Если есть возможность прихватить плед – очень хорошо. Либо можно взять у бедуинов в аренду за три доллара, но он юзаный и в песке.

Начало дороги на гору и верблюд-такси
Наверх можно доехать на верблюде. Но хозяину верблюда денег не давать, пока не доедешь до верха. И верблюды воняют.
Утром медитативно спускаемся вниз по сакральным натоптанным ступеням. Дорога займет около двух часов и замучает ваши коленки. Если вы полны фанатизма, то в другой раз этот путь можно проделать снизу вверх. Думаю, что группу паломников также поведут в часовни, расположенные неподалеку и закрытые для свободного посещения. Этим надо воспользоваться.
Таким образом, менее чем за сутки можно полностью выполнить намеченную программу.
Самое разумное, на мой взгляд, будет приехать на пару дней и попробовать заселиться в монастырскую гостиницу, либо в кемп неподалеку. В монастыре могут поселить в комнату на несколько человек, но зато все рядом. И можно никуда не торопиться и поближе познакомиться с монастырем и его обитателями.
Еще есть заутреня в пять часов утра.
Логистика. Из Дахаба можно уехать либо на общественной маршрутке( цена мне неизвестна, но думаю невелика), либо на такси ( около шестидесяти долларов туда-обратно + как договоритесь со временем ожидания), либо как бэ в составе организованной экскурсии, но можно попросить, чтобы забрали обратно на следующий день, либо через два (120 фунтов или чуть дешевле) В общем , вариантов много. Из Шарма попадание аналогичное, с поправкой на цены.
Еще одна неприятная новость: пару лет назад ввели обязательное сопровождение на гору сертифицированными бедуинами. Я, помнится, ходила без них. Если пойдете в группе – это уже включено, если самостоятельно – придется раскошелиться на 85 фунтов. Можно, конечно, попробовать и так просто пройти с деловым видом. И вполне вероятно, что на вас даже внимания не обратят. Но терять лишнюю пятнашку баксов бедуинам не хочется.

В этот раз я на гору не полезла, ибо боялась не успеть на четырехчасовую службу. Было несколько групп паломников, в том числе приехавшие из Иерусалима на два дня. В основном тетушки за шестьдесят. Сопровождал их очень симпатичный молодой священник. Высокий блондин, стройный, сочный такой, э-эх! Я бы к такому тоже пошла каяться. И исповедаться… прям до самого утра… Надо бы церкви уже как-то задуматься над правильным привлечением новых прихожанок, что ли…
В храме святой Екатерины полумрак. Только свет льется из алтаря. Седобородый монах тихим дребезжащим голосом читает молитвы на греческом. Тишина, люди, кажется, не дышат, лишь изредка поскрипывают деревянные стулья. В отдельном приделе стоят трое французских католических монахов. В окнах над головой гаснет день, становится еще темнее. Служка длинной свечой зажигает огни. С потолка на цепях свешиваются десятки лампад. Запах ладана за сотни лет въелся в каменные стены.
Я безумно сожалела, что нельзя было сделать хотя бы один снимок. Картинка была завораживающая.
Вступает молодой монах, его ясный голос парит в старинных сводах и перекликается с глухим баритоном старика. Свечи гасят, служба заканчивается, выносят мощи святой Екатерины приложиться. В одной раке кусочек отполированного до блеска черепа, в другой сухая ручка в золотых с каменьями браслетах. Всех гостей монастырь одаривает серебряными колечками на память.
Потом приглашают в музей. Про изумительные иконы я уже упоминала. Так же выставлены епископские облачения такой искусной работы, что невозможно понять как такое шитье делали без помощи машин. Выставлены дары русских царей, в том числе и корона шестнадцатого века.
И, конечно же, книги. Библиотека монастыря содержит самое большое собрание древних рукописей. Есть копия первой известной библии. Почему только копия? Немецкий ученый, нашедший ее в монастырском архиве, увез ее на время, а оказалось навсегда. Вместо того , чтобы вернуть, как договаривались, он подарил рукопись русскому царю. Было разразился скандал, но корона сделала огромное пожертвование, и монастырь смирился с утратой. А большевики бездарно продали бесценную рукопись за гроши англичанам. Так что сейчас она находится в Англии.
Пергаментные книги одиннадцатого века хочется полистать – в них удивительные яркие миниатюры. Копия охранной грамоты, дарованная монастырю пророком Мухаммедом. В знак подлинности пророк приложил руку и сделал ее отпечаток. В течение столетий эта грамота защищала монастырь от набегов мусульман, а сейчас оригинал ее находится в Каире. Наполеон тоже выдал охранную грамоту, правда, руки не прикладывал, а просто расписался.

У колодца моют светильники к празднику, вода в нем по прежнему есть.

Неопалимая купина. И огнетушитель. На всякий случай...
Терновый куст неопалимой купины ныне огорожен, говорят, что постройка рядом в аварийном состоянии. А по мне, так чтобы листья с него не обдирали, никакой же волшебный куст не выдержит.

За ночные фотки дико извиняюсь - сообразительная девочка поленилась взять светосильный объектив.

Потом нас повели в костницу. Существует обычай хоронить монахов всего на три года, после чего извлекать кости и аккуратно складывать их в специальном помещении. Паломники во главе с батюшкой в нем пропели молитву, очень трогательно.


Из забавного. Я тетушкам рассказываю, как хорошо идти с горы вниз по ступеням
В общем, волшебный, волшебный день.
Но на этом все не закончилось, было еще маленькое такое алаверды.
Перед вечерней трапезой я распрощалась с соотечественниками и ушла караулить свой автобус, ибо обнаружила, что традиционно забыла почти все деньги кроме мелочи, а значит мое опоздание чревато приключениями.
В автобусе уже сидела ирландка сорока лет. Судя по тому, что она рассказывала – авантюристка еще та. Она работала семь лет в Египте, потом зачем-то уехала в Дубай, что-то там не срослось, она вернулась обратно в Египет, но началось тотальное разочарование в любимой стране и вообще кризис непонятно какого возраста. Денег нет, работы нет, мама говорит, домой в Ирландию не возвращайся, тут работы тоже нет. Стукнуло ей в голову съездить в монастырь, два дня опаздывала на обратный автобус, деньги кончились, сегодня в кемпе мыла посуду за еду. И встретила она в этом кемпе чуднУю француженку.
52 года, было ей видение, что она должна пешком придти в монастырь святой Екатерины. Собралась и через шесть месяцев дошла. Из Франции пешком. Представляете? Семья ее в шоке от выступления матушки. По дороге питалась чем бог пошлет, ночевала у добрых самаритян, классическое такое паломничество. Но выглядит не как бомж, а весьма элегантно. И книгу написала о своем пути. Но самое интересное было, когда она дошла и обратилась к монахам с просьбой помолиться в храме. Те ей поначалу отказали, бо монастырь православный, а тетка католичка.

Тогда она пошла в сад и стала молиться там. И вдруг она увидела свет, как-то мне его красочно описывали, но я запамятовала. А рядом находившийся монах его тоже увидел и обалдел. «Как,- говорит- зовут тебя, женщина?!» А она ему : «Катерина.»
В общем, разрешили тетке молиться в храме за Катерину и чудо явленное. Обратно она уже не пешком идет, через два дня в францисканскую миссию в Каире, а потом домой на самолете.
Если бы я деньги не забыла, плюнула бы на Дахаб и поехала в кемп на тетку посмотреть. Но что-то не готова я посуду мыть за питание. А может быть и зря. Ибо общение с просветленными очень энергетически вдохновляет, и хрен с ним, с деньгами.
Вот такой у меня был славный денек. И даже с чудом.